Поскольку рекреационные ресурсы распределены на планете крайне неравномерно сайты турфирм Калуги, все большее количество людей отправляется в путешествие с рекреационными целями и мотивами. Эти рекреационные путешествия (лечебные, оздоровительные, познавательные, спортивные) стали основой развития рекреационного туризма. Рекреационные аспекты всегда присутствуют и в деловых видах туризма (бизнес-туризме, конгресс-туризме, шопинг-туризме).
Реализация туристического бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырёх основных составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов. Это означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристического бизнеса в условиях рынка. Так как четвёртая составляющая - рекреационные ресурсы - является наиболее дешёвой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристического бизнеса. Если туризм связан с созданием туристического ресурса, то себестоимость туристического продукта резко возрастает.
Костюмированный фестиваль рыцарей, США Под рекреационными ресурсами понимают - совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристического продукта. Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют следующие основные свойства: аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования и др., данные ресурсы используются в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях.
Рекреационные ресурсы условно можно подразделить на природные и социально-экономические (социально-культурные).
Природные ресурсы туризма классифицируют:
по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.).
по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).
по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).
по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).
Социально-экономические ресурсы включают:
культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли).
культурно-исторические явления (этнографические, религиозные).
экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).
Несмотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет окружающую среду. Снижение ущерба индустрии туризма окружающей среде регулируется на государственном и международном уровнях за счёт экологического просвещения, налогового регулирования, ограничения туристическо-рекреационной нагрузки на природные ресурсы и т. д.
Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта.